>> << >>
Главная Мушкетерщина

Очередь желающих позировать Рубенсу обнаженными в Лувре уходила за горизонт

Ю Магаршак

Выхватим из потока времени, словно освещенный блиц-вспышкой, один из эпизодов недели празднований в честь бракосочетания английского Карла с французской Генриеттой-Марией. Бал-карнавал, во время которого Рубенс представил сделанные им за месяц, проведенный в Париже, портреты короля Луи XIII, королев Марии и Анны, Бекингема и Ришелье. Пять изображений примерно в натуральную величину, как и было договорено в контракте, посланном Мастеру кардиналом в Антверпен. Открытие картин – то есть открытие в буквальном смысле этого слова, путем снятия с них закрывающих изображение гобеленов - совершалось торжественно, каждая по своей уникальный манер. Иногда кавалером и дамой, иногда двумя дамами, иногда двумя кавалерами, но всегда элегантно и в танце. Открытие каждой работы Рубенса Свету происходило в отдельном зале. И напоминало балет.

После четырех раундов танцев: паспье, менуэтыов, курантов - и последовавшего за ними изысканного, но легкого ужина, началось представление в невиданном ранее жанре, сочетающем танец и пение, в котором главную роль Аполлона покровителя муз исполнил король. Сюжетом как определили этот танцепевческий жанр, имеющий содержание, драмбалеперы, был тот факт, что среди девяти муз – спутниц Аполлона – не было музы живописи. В самом деле: среди дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины, водившихся на Парнасе под предводительством Аполлона,

музы покровительницы живописи и скульптуры не было. Может быть потому, что во времена Гесиода, первым сообщившим о девяти музах городам Греции, скульптура и живопись в Элладе не были развиты. А может быть, Гесиод исключил из муз покровительницу изобразительного искусства по личной причине, подобно тому, как двадцати шестью веками позднее Нобель исключил из числа учрежденных им премий царицу наук. 

В балетопере, либретто которой было предварительно распечатано и роздано, Боги исправляют этот пробел. В самом деле: что стоит Зевсу и Мнемозине, занявшись любовью, зачать, а потом родить еще одну музу? Казалось бы, ничего не может быть проще, поскольку богини, в отличие от женщин, рожденных женщинами, не стареют! Но не даром Мнемозина являлась богиней памяти. Она сразу припомнила Зевсу все 23 романа, ставшие известными людям, от соблазнения Алкмены, во время которого Верховный объединил три ночи в одну, до овладения Данаей, явившись к невинной девушке в виде золотого дождя (как утверждают некоторые, золотого дождя монет). Зевс пригрозил Мнемозине, что если она будет упрямиться, для музы живописи и скульптуры он подыщет другую мать. Или же превратит смертную женщину в Мнемозину, а Мнемозину сделает смертной, с учетом ее многосотлетнего возраста, старухой, дышащей на ладан вечности. А может быть, явится Богине Памяти в образе Сатира Забывчивости. Восприняв угрозу всерьез и замечательно помня, что собой представляет не предводитель муз (каковым является Аполлон) а их папочка, богиня памяти прагматично почла за лучшее, не имея возможности забывать, притвориться забывчивой. После чего на свет появилась десятая муза. Εικόνα – муза изображения. Имя которой с греческого - чтобы не вызвать нарекание Церкви - на французский не стали переводить. 

Десятую Музу пела и танцевала Генриетта-Мария. Портрета которой Рубенс, кстати сказать, почему-то не написал. Передоверив изображение французской королевы Англии тогда еще совсем молодому Ван Дейку. В качестве одного из аспирантов учителя приехавшему в Париж с ещё двумя подмастерьями. 

Таким образом, после того, как опера родилась во Флоренции в правление Лоренцо Великолепного, а инициатором первого в мире балета была тоже Медичи, но Екатерина, прославившаяся почему-то не этим, в тот вечер в Лувре родился новый жанр искусства: певучий балет.

Когда ко всеобщему ликованию представление было закончено и гости получили по бокалу вина каждый и оливковому мороженому в ананасе, две сверхпрекрасные феи увлекли Рубенса в гербовый зал. В котором посадили на подобие трона. Где богиня Охоты (являвшаяся герцогиней Шеврез), сообщила художнику, что, поскольку по строго секретным сведениям, ставших достоянием гласности, он собирается создать цикл, подобный прославлению Анны Австрийской, но прославляющий ее сына Людовика, при дворе появилось много желающих являться моделями для богинь на его шедевральных картинах. После чего по знаку Богини Охоты и одновременно Девственности (казалось, несовместимые понятия, которые у Греков соединялись в одно) начала играть музыка и одна за другой стали появляться изящно танцующие придворные чаровницы, планомерно снимавшие с себя одеяния начиная с кринолинчиков и заканчивая панталончиками.  Оставшись - не все одновременно, а поочередно, попарно, посольно, падедевствуя и падетруашествуя - в чем мать родила. 

При этом, памятуя о вкусах Рубенса, для которого женское тело являлось наиболее привлекательным не летом или весной жизни, а её осенью, когда урожай плодоносит, возраст и комплекция обнюляшенок (то есть стремившихся к представанию ню, раздеваючись с элегантностью, состязаясь и соревнуясь с подругами они же соперницы) менялся от стройного к пышному и от тринадцати к сорока. 

Питер-Пауль, являвшийся  единственным представителем неженского пола в театра одного зрителя, спектакль которого был рассчитан на него одного, сначала смутился. Потом немного поаплодировал. А затем сообщил, что не хотел бы разочаровывать столь прекрасных и готовых к позированию дам, но он с натуры изображает лишь лица. Тела же воспроизводит по памяти, руководствуясь фантазией и гармонией.

Выдох разочарования пронесся по залу. Только Диана-охотница не растерялась. 

- Раз так, давайте станцуем для великого Рубенса танцы оживших его картин - весело пропела она.

После этого игриво-будоражащего предложения началось такое...

Такое!

Такое!!!

началось такое, что

что

что

что, поскольку освещавшая историю вспышка блиц-лампы погасла, последующее осталось навсегда в прошлом. Чтобы исчезнуть в волнующе гривуазном Неведомом 

Буду веселиться и с гризетками шалить!»: в одесской Музкомедии ...

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

Напомнить пароль

Регистрация