>> << >>
Главная Интеллектуальные камертоны

СЛУХ СВОБОДА, ЗРЕНИЕ РАБСТВО

Юрий Магаршак (за пределами Федерации George Magarshak) ученый, писатель, поэт и бард, публицист, драматург, телеведущий, комедиограф, весельчак, трагик

СЛУХ СВОБОДА, ЗРЕНИЕ РАБСТВО

Зрение это рабство,   слух это свобода. В каком смысле? Неужели слепцы Брейгеля, держащиеся друг за друга когда идут, свободнее, чем зрячие люди? Конечно нет. Человеку нужны все органы восприятия. Зрение и слух взятые поодиночке отличаются в другом. Когда человек слушает, будь то музыка или речь, он может вести машину. Он может готовить еду. Штопать, вязать. А когда человек видит изображения по телевизору, он должен на них смотреть, не отрываясь. Смотря телевизор, машину вести нельзя. А слушая музыку, радиопередачу или же аудио книгу, можно. Такая вот разница в информации, даваемой зрением и ушами. Которая стала заметной только после того, как появилось телевидение, а затем интернет.

Интересно также взаимодействие зрения и звука в кино. Почти сразу после изобретения киноматографа братьями Люмьер стало понятно, что без звука движущиеся изображения можно смотреть только очень ограниченное время. Движущееся изображение без звука это камера слежения. Следить за которой работа. Вспомним также, что если создать полную тишину, надев например, наушники, у человека появляется ощущение тревоги и первобытного страха. Обнаружив указанные эффекты на своем опыте, почти сразу же фильмы стали сопровождаться игрой на фортепиано. А то и целым оркестром.

При этом интерес представляет также, как показал опыт режисера Мамина (одного из авторов этой заметки) сопровождение фильма шумами. Ржанием лошадей. Лаем собак. Скрипом телег и дверей. Натуральными звуками. После чего фильмы Китона и Чаплина начинают воспринимать иначе. Возможно и лучше чем в сопровождении тапера. Или оркестра.

Почему этот прием не был использован в кинематографе? По чисто техническим причинам. Пока фильмы были немыми, никакие звуки на пленке записаны быть не могли: ни скрипы, ни ржанье, ни лай собак, ни пение птиц, ни шелест деревьев, ни завывание бури, звуки без слов, которые сопровождали человека вплоть до 20 века большую часть жизни. А как только появился звук, его сразу стали использовать для записи речи и музыки. Таким вот образом кинематография проскочила через эффект сопровождения немого действия звуками природы, живой и мертвой, звуками, которые не издает человек.

И вот еще какой интересный эффект обнаружил кинорежисер Юрий Мамин. Первые десятилетия фильмы снимались и воспроизводились кручением ручки вручную. Поэтому скорость съемки и скорость показа полностью определялись кинооператором киностудии и киномеханиками в кинозалах.  Так вот, чисто эмпирически было установлено (как утверждает режисер Мамин, явлшяющийся крупнейшим специалистом в динамично снятых кинокомедиях) что если показывать фильмы Чаплина, Китона, Макса Линдера с той скоростью, с какой эти фильмы снимались, возникает невообразимая скука. Скорость показа определялась самим показом. Отсутствие автоматической детерминации скорости и проектирования снятого на экран давало эту свободу. Которая с появлением кинокамер и кинопроекторов, показывающих ровно 24 кадра в секунду, исчезла.

Такие вот интереснейшие эффекты возникают, когда о них говорит мастер. А также и люди, занимавшиеся физиологией восприятия.

 

Сказанное является прекрасным примером того, что технологический прогресс может оказаться регрессом. Техническое усовершенствование может не только добавить возможностей, но и уменьшить их. Ускорение и замедление в немом кино были возможны без технических ухищрений, в то время как в звуковом кино сделать проигрывание записи в несколько раз быстрее в той же тональности требует сложнейших технологических приложений, которые были созданы лишь в конце первой четверти двадцать первого века.

Информация к размышлению. А также изменению понимания понятия технологического прогресса. Который в чем то прогресс, а в чем то регресс. Причем принцип этот, повидимому, фундаментален. В мире живого, в котором организмы более простые, чем человек, могут обладать свойствами, которые homo sapiens недоступны. Эволюция по Дарвину неизбежно не только находит новые свойства, но и теряет старые, которые были у предков. Не только приматов (к примеру умение лазать по деревьям и прыгать с ветки на ветку), но и более далеких. Рыб, не вышедших из воды. И одноклеточных!

То же с прогрессом технологическим. Который расширяя одни возможности, сужает или же отменяет другие. И это, повидимому неизбежно. А если так, является законом природы. И той, которая существует вне человека, и той, которую создает человек.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

Напомнить пароль

Регистрация