ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ГЛЯДЯ ИЗ КОСМОСА Часть Четвертая ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ГЛЯДЯ ИЗ КОСМОСА
ИСТОКИ
Началом образования русской нации принято считать перенос Андреем Боголюбским столицы из Киева во Владимир в 1158ом году и установление им (в противоположность Новгороду, Пскову и многим другим славянским городам) абсолютиского правления: князь единолично решал все вопросы, сместить его мог только другой князь или бунт. В результате одного из таких бунтов был убит и сам Боголюбский [1].
Среди событий этого времени, повлиявших на ход истории в долговременной перспективе, следует упомянуть Липицкую битву (апрель 1216ого), в которой владимиро-суздальские войска потерпели поражение от объединенного войска Новгорода, Пскова, Ростова и Смоленска. В результате Господин Великий Новгород резко усилился, превратившись в маленькую империю, которой руководил выборный князь. Новгородское вече (сзываемое звоном колокола, звонить в который имел право каждый свободный гражданин города) могло призвать князя, а могло и прогнать. Приблизительно за четверть века до этого Новгород был принят в Ганзейский торговый союз, который гарантировал беспошлинную торговлю, международного конвоирования караванов с товарами на всей территории Евразии и страхование собственности [2]. Пэтому победа возглавляемого новгородцами союза городов русских была победой ремесленничества, торговли и вечевой демократии над военно-авторитарным диктатом.
Следующим сравнимым по важности для истории Государства Российского событием был перенос в 1299 году кафедры Митрополита из Киева во Владимир. Это произошло при князе Данииле Александровиче Московском, основателе династии Московских Князей, сыне Александра Невского и правнуке Андрея Боголюбского. После этого Москва медленно но неуклонно становится главным центром русского православия.
1237- 1453: МОСКВА, ИГО И РУСЬ
В году 1237 году на Русь нахлынула армия монголов, грабившая и предававшая огню все и вся, оказывающее сопротивление – а затем за всего лишь малейшее неповиновение. Приходил гонец и говорил князю: пойди на тот город во главе той конницы и этой пехоты и накажи примерно. Город, который не шел, или пойдя, не наказывал беспримерно кого повелена орда, разделял участь тех, на кого не пошел, или пойдя, недостаточно наказал [3].
В отношениях с монголами у славянских князей было три линии поведения:
- Жесткого сопротивления. Это движение, получившее наименование Русь возглавлялось Великим княжеством Литовским. Литва, большинство населения которой было славянским, имевшая к тому же старославянскую письменность, приняла христианство последней в Европе. Литовцы долгое время оставались религиозно “нейтральными”, не вступая в религиозные распри между католиками и православными, поклоняясь древнему славянскому богу Перкунасу (Перуну).
- Лавирования, восставая когда становилось совсем невмочь (Новгород, Тверь, Галич, Волынь и другие).
- Полного слияния с Монгольской Империей (и ее “областным центром” Золотой Ордой), помощи в сборе дани, обеспечении призыва в монгольскую армию русских ратников в установленном законом числе (каждый десятый) и наказании непокорных.
Инициатором слияния Руси с Монгольской Империей был Новгородский князь Ярослав. Дело отца продолжили потомки (сын Александр, великий князь Влпдимирский и князь Новгородский, внук Даниил, основатель династии Московских князей, сын Даниила Иван по прозвищу Калита – традиция, передававшаяся от отца к сыну, от деда к внуку, от прадеда к правнуку…). Для того, чтобы князь мог княжить, он должен был получить в орде ярлык на княжение, а в качестве знака высшего доверия – ярлык на великое княжение. Начиная с Иван Калиты главным полномочным представителем Орды по Руси (смотрящим в современной терминологии) стала Москва. Борьба в Орде за получение великокняжеского ярлыка была нешуточная. Оно и понятно: желающих много, а ярлык один, и дается он вернейшему из верных, довереннейшему из довереннейших. По заданию Орды Александр Невский, например, с беспримерной жестокостью, от которой содрагались даже татары, наказал, встав во главе татарской конницы восставший против Орды Новгород, предав тем самым не только город, в котором сам же и княжил, но и преступив клятву “Клянусь всей душой любить и оберегать землю новгородскую”, а Иван Калита сам, по своей инициативе вызвался беспримерно наказать за непослушание Хану главного конкурента Москвы за обладание великокняжеским ярлыком Тверь – и наказал, в награду за кое деяние стал именоваться Великим Князем. Московские князья проводили в Сарае (выражаясь по современному, столице губерни) немало времени. Бывали они и в столице империи Каракоруме, городе Чингиз-Хана. Роль Руси – в масштабах Монгольской империи, раскинувшейся от Венгрии до Тихого Океана, сравнительно небольшого государства, была заметной. Русский тумен (полк) держал в повиновении население Пекина (куда столица переехала в 1264 году), монгольский император в Пекине восседал на троне, сделанным русским умельцем.
В Пекине чингизиды, вступив в взаимодействие c китайской аристократией и используя многовековой опыт администрирования, основанного на принципах, сформулированных Конфуцием, создали эффективно работающую государственную машину. Вопреки расхожему мнению и так называемым историческим кинофильмам монголы были в религиозном отношении толерантны и более того: на Руси православная церковь не облагалась Ордой налогом вообще. За время так называемого Монгольского Ига она стала крупнейшим землевладельцем в стране – богаче любого князя. Все остальные – люди и города – платили орде одну десятую годового дохода – налог (дань, ясак) более чем умеренный. Москва собирала дань для орды и сверхдань для себя, возвышаясь и богатея. Переезд Митрополита Петра в 1326 году в Москву и провозглашение его после смерти первым московским святым положили начало превращению Московского княжества не только в место, куда собирались налоги и сверхналоги, откуда следили за набором рекрутов в Имперскую армию и наказывали от имени и по поручению Орды при малейшем неповиновении, но и в религиозный центр всех православных городов русских.
Начавшееся в 1351 году восстание красных повязок (крестьян-повстанцев) в Китае под предводительством Чжу Юаньчжана свергло Монгольскую династию и связанную с ней аристократическую элиту сначала в Пекине, а затем и в стольном городе Каракоруме, основанном Чингизханом. Новые правители Китая не интересовались сохранением империи за пределами Поднебесной. В результате исчезновения центральной власти, Золотая Орда, Белая Орда и другие союзные государства, предоставленные сами себе и не имея поддержки из центра настолько ослабли, что за четверть века на престоле в Сарае побывало более 20 ханов. В 1380 году Москва оказала вооруженную военную помощь хану Белой Орды Тохтамышу, который вскоре после Куликова Поля с помощью Тамерлана (имевшего огнестрельное оружие) нанес окончательное поражение Мамаю, союзнику Литовского княжества и генуэзцев. Тохтамыш правил Золотой и Белой Ордами десять лет, но был уничтожен своим недавним союзником Тамерланом [4], после чего Золотая Орда и Улус Джучи (частью которого она была) навсегда прекратили свое существование. В 1395 году Тамерлан пошел на Русь, разорив все города вплоть до Ельца, но не доходя до Москвы поворотил к югу. Что явилось причиной чудесного спасения Московского княжества? Очевидно, о чем-то договорились – иначе ведь не бывает. Это все равно, как если бы Наполеон со своей армией дошел до деревушки под Смоленском – и не встречая сопротивления повернул бы назад. Армии такого масштаба ни с того ни с сего, напав, не уходят. Значит, Тамерлан что-то получил и о чем-то договорился. Но в чем состояла договоренность и играла ли она какую либо роль в продолжавшемся возвышении Москвы, советская и новейшая российская историографии умалчивают. Может быть, собираемая Москвой дань или ее часть прямо или косвенно с этого момента шла Тамерлану? Иначе совершенно неясно, зачем безжалостный победитель, покоривший огромные территории, вообще затеял этот поход. Между тем историки времен Романовых в этом вопросе были совершенно единодушны. Вот что пишет, например, профессор И. Веселовский.в энциклопедическом Словаре Брокзауза и Эфрона в заметке, посвященной Золотой Орде: “В 1382 г. он (Тамерлан) разгромил Россию. В последовавшей затем борьбе с Тамерланом Тохтамыш был побежден, после чего Тамерлан разорил Астрахань, сжег Сарай, двинулся в Рязанскую землю, но от Москвы повернул назад, не причинив ей никакого вреда. Россия вошла в состав империи Тамерлана, который сам назначал ханов в орду; но ханы эти не имели своей партии в Сарае и не могли там долго держаться, тем более, что Тохтамыш и его сыновья начала производить смуту в орде. В это время там усилился темник Едигей, который убил Тохтамыша, в 1407 г. Орда постепенно клонилась к упадку. Подданство русских князей обращалось в номинальное и выражалось подарками, время от времени посылавшимися ханам.”
После уничтожения Золотой Орды Тамерланом и исчезновения империи Монголов как таковой на региональные арену вышли более мелкие игроки, одним из которых была непрерывно усиливавшаяся Москва, продолжавшая собирать дань с русских городов для Золотой орды несмотря на то, самой Золотой Орды уже не существовало.
1453-1584: ОТ ПАДЕНИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ДО СМЕРТИ ГРОЗНОГО
Завоевание Константинополя турками повысило религиозную роль Московского Православия, князья которой все более чувствовали себя на Руси абсолютными повелителями. Открытие дверей византийцам после падения Константинополя, расширение Московского княжества за счет Литвы более чем втрое и приглашение итальянских архитекторов для возведения величественного Кремля, остающегося символом Российского Государства и по сей день с одной стороны – но также и жестокое наказание Новгорода, уничтожение новгородского веча, казнь большинства выдающихся новгородцев и насильственное переселение в Москву выживших с другой были наиболее важными деяниями в правление Ивана Третьего. Идея Москва-Третий Рим, сформулированная в следующем поколении, была первоначально высказана писателем-старцем Филофеем скорее как льстящая Князю Василию Ивановичу ремарка чем стратегическая программа государственного развития. Эта звучная формула, мало помалу обретшая статус цели и смысла существования Русского Государства, при всей своей привлекательности содержала недоговоренность, ибо в каком отношении Москва является третьим Римом: властном, культурном, законодательном, технологическом или религиозном по сей день остается неуточненным. Естественным результатом этого процесса была дальнейшая централизация власти в образовавшемся государстве. В 1538 году Иван Грозный принимает титул царя с помазанием по православному обряду (объединявшим в себе латинское и византийское начала, титул Цезаря Рима первого с греческой ортодоксией Рима второго). В 1539 году причисляется к лику Святых Александр Невский, коей канонизацией на веки вечные было всесвятейше провозглашено, что тому, кто борется с Западом и католической церковью, прощаются грехи по сотрудничеству с поработителями (монголами), и даже разграбление по их требованию русского города (того самого, в котором Святой княжил), сопровождавшегося жестокими убийствами и массовыми казнями русских людей. Случайно ли, что канонизация князя Александра произошла сразу после провозглашения России царством и и именно в царствование Ивана Грозного – тема особого размышления.
Победа над Казанским княжеством благодаря превосходству в вооружении многократно увеличила территорию империи, почти без сопротивления расширившуюся сначала до устья Волги, затем до Урала а уже через несколько лет распространившуюся в Сибирь, причем безостановочное и не встречающее серьезного сопротивления (огнестрельное оружие против стрел) продвижение продолжалось очень долго (в среднем, со времен Калиты до Брежнева со средней скоростью приблизительно Голландия в месяц). При взгляде на карту трудно было не преисполниться гордостью за родную страну. Однако побиение Новгорода, перед которым меркли все остальные, безумства опричнины, извращенно-религиозные оргии, возглавляемые царем, поощрение неспровоцированной жестокости по отношению к лояльногому населению и другие каждодневно выдумываемые измывательства Ивана Грозного над народом, которым первый Самодержец Российский правил по собственной воле и усмотрению [5], поставили страну, завоевавшую колоссальную территорию и распространившуюся на два континента, парадоксальным образом на грань распада и краха.
1584 – 1613гг. СОБОРНАЯ МОНАРХИЯ
Со смертью Грозного начался период поиска пути существования и развития раскинувшейся на два континента юной Империи, отличного от чистого подавления и бесконечной вереницы жестокостей.. Измученные самодержавием (являвшимся при первом русском царе синонимом изуверства) бояре, духовенство, дворяне, дети боярские и купцы (холопов никто не спрашивал) подняли голову, вновь ощутив себя не рабами государевыми, а людьми. Несмотря на то, что Федор Иоаннович был законным наследником престола, перед его помазанием был созван земский собор, результатом которого стало ходатайство, чтобы царь поскорее короновался. Этот прецедент положил начало единственному в русской истории периоду, когда Государи Всея Руси избирались. Период соборно избранных Государей закончился одновременно с так называемым смутным временем и воцарением Романовых.
Борис Годунов, до смерти Федора фактически правивший империей от имени робкого и деликатного самодержца (что было неудивительно памятуя о неудержимом характере его папеньки), а затем в качестве избранного царя, начиная с 1584 года делает шаги к расширению контактов с Западом, одновременно усиливая позиции православия. При Годунове (в царствование не принимавшего в государственных делах Федора) было получено одобрение Константинополя (попрежнему остававшегося мировым центром православия благодаря веротерпимости Османских султанов) на учреждение Московской Патриархии. Тенденции к объединению славян на внерелигиозной основе, начавшиеся с попыток Ивана IV (не осуществленное из-за требования поляков о принятии русским царем, вступившим на польский престол, католичества), а затем Федора Иоанновича стать польским королем и продолженное обратным движением: призванием на русский престол царевича Владислава (при условии принятия тем православия) успехом не увенчались: Москва, как и многие другие русские города, присягнувшие польскому принцу, еще до получения от него согласия на царствование оказалась “не стоящей мессы” [6] : Владислав отказался от принятия православия (как впрочем и Иван Грозный отказался принять католичество ради короны Речи Посполитой несколькими десятилетиями ранее) , открыв пусть другим прейтенденам. Предложение князя Дмитрия Пожарского об избрания на русский престол шведского царевича Филиппа (всего за полтора месяца до избрания царя считавшегося бесспорным фаворитом так как за него стояло Второе Народное Ополчение) также не увенчалось успехом. Рассмотрения иностранных прейтендентов на престол, традиционно представляемые как антипатриотические деяния, отнюдь не были таковыми (да и вряд ли можно заподозрить в антипатриотизме Минина и Пожарского, всенародных героев): в эпоху смут только человек извне, не вовлеченный ни в какие кланы и распри, может быть объединителем нации на конструктивной основе, это же очевидно. В этот период народ и аристократия, не забывшие ужасы абсолютисткой монархии, делали все, чтобы избежать повторения кошмара правления Грозного и хаоса, грозившего не меньшим кошмаром; для москвичей этого времени не так важно было, кем по крови является тот или иной кандидат на престол – наследником польского престола или шведским принцем, русским аристократом или самозванцем, подлинным царевичем Дмитрием или фальшивым, а то, какие поступки кандидат совершает, что может с собой принести и что из себя представляет как личность. Вполне, надо сказать, современная нам с вами точка зрения.
Эра соборно избранных государей закончилась с избранием Михаила Романова и воцарения отца и сына: Михаила Федоровича и Филарета Никитича Романовых, первый из которых был монархом, а второй патриархом. На практике все решения принимались отцом, в то время как почтительный сын не осмеливался ослушаться батюшку в любых мало мальски серьезных вопросах. На государственных документах того времени обязательно стояли две подписи. Для реализации на практике уникального государственного устройства: царствования отца и сына – были созданы патриаршие приказы (министерства при патриархии, по современному говоря). Двоецарствие на Руси продолжалось с 1619 по 1633 годы, вплоть до кончины патриарха и согосударя Российского Филарета. После чего самодержец всероссийский Михаил Федорович Романов стал править сам по себе.
1613-1698: СВЯЩЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЦАРСТВО
Пришедшие к власти Романовы проводили изоляционистскую и все более авторитарную политику, постепенно изолировав страну. Оно и понятно: Третий Рим по своему положению и божественному предначертанию был центром мира, самодержавным и самодостаточным, а потому не очень то и нуждался в общении с иноземцами, в их технических инновациях и их морали. Выезд за границу был сведены к необходимому минимуму. Абсолютизм крепчал, земские соборы перестали собираться. Москва к этому времени (в условиях турецкого владычества в Константинополе) была фактическим центром всемирного православия, но во всех остальных отношениях империя скорее напоминала восточное ханство. Дань (ясак) собиралась с народов, входящих в империю, не получавших из центра взамен ничего – чего ни в Императорском Риме, ни в Византии никогда не бывало. Ясак уплачивался за само право существования и в благодарность за отсутствие разграбления – как при татарах. Оказавшись в русской деревне, трудно было понять в каком веке находишься: в 12ом или 17ом: время словно остановилсь. В результате Москва при первых Романовых была столицей гигантской империи с неграмотным порабощенным населением, состоявшим из множества народов и немеренной территорией, все более катастрофически отстающей от стремительно развивающейся Европы. Не было ни науки, ни университетов, ни даже всего лишь школ (которые, например, в Господине Великом Новгороде существовали уже за пятьсот лет до этого). Подавляющее большинство населения было неграмотно и ходило в лаптях, как и во времена Ивана Калиты.
1698-1861:ОТ ВОЦАРЕНИЯ ПЕТРА ДО АЛЕКСАНДРА-ОСВОБОДИТЕЛЯ.
Царь Петр, впоследствии названный Великим, воплощал в жизнь совершенно иную концепцию: использования достижений Европы на Русской Земле, открытое привлечение иностранцев со всего мира без различения религиозной или национальной принадлежности (будь ты обрезанец или эфиоп, лишь бы знал дело) с предоставлением талантливым и инициативным людям возможностей, которых большинство из них не имело в своих странах. Одним из худших преступлений, за которые полагалась смертная казнь, стала ненависть к иностранцам. Эти нововведения были настолько противоположны духу Москвы, что Петр I впоследствии почти не возвращался в нее, уехав сначала на войну, а затем вообще основав другую столицу. Жестокось правления преобразователя сочеталась с открытостью и динамикой. При Петре и в последовавших за Петром царствованиях высшие классы русского общества смешались с аристократией и дворянскими кругами европейских стран. Французским, а затем немецким языком образованные сословия владели так же хорошо, как русским. Почти одновремено в Петербурге и Москве, а затем и в других городах возникают образованные круги общества, а вскоре – великая музыка и литература, затем великий русский балет. Появился класс людей с понятием чести и честности. Россия продолжает увеличиваться в размерах, достигнув на востоке побережья Тихого Океана, на юге завоевав Кавказ и постепенно распространяясь к югу по Средней Азии. Разделы Польши расширили Империю и на Запад, Российская Империя стала реальной частью Европы. Однако попытка завоевания Константинополя при Николае I, встретившая совместное сопротивление стран Запада, закончилась унизительным Севастопольским поражением, после которого страна вступила в новый период.
1861-1917 ОТ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ДО ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА.
К моменту воцарения Александра Второго Третий Рим представлял собой как бы две страны: страну образованного, дворянского населения и неграмотных крепостных, находящихся на положении рабов. Крепостные находились в полной зависимости от воли господ, которые иногда были либеральными и просвещенными, иногда развратными и безжалостными. Верховная власть держала в повиновении народы, жестоко подавляя любое сопротивление. Розги, кнут и “кобыла” были обыденными явлениями и армии, и в городе, и в деревне. Освобождение крестьян, при всей непоследовательности, сделало две главные вещи: ликвидировало рабскую зависимость одного человека от другого и позволило людям (за исключением евреев и некоторых других народов) перемещаться по территории Империи, не спрашивая ничьего разрешения.
Империя пришла в движение. В считанные годы в Санкт-Петербурге, Москве и других городах возникали рабочие слободы из хлынувших в город крестьян. Стремительно развивалась промышленность, начал возникать образованный средний класс. В результате реформ появились законодательство, дающее гражданам права подобные тем, которые существовали в странах Запада, местное самоуправление и суды присяжных. Джин народов, находящихся в многовековом молчании и подчинении, вырвался из бутылки крепостничества. Но что он собой представляет, джин этот, никто не знал. Опасения даже либеральнейших из царей до Александра II, к сожалению, оправдались. Почти одновременно с манифестом об освобождении народов России начался террор, получавший одобрение образованных кругов общества до такой степени, что террористка, прилюдно стрелявшая в генерал-губернатора Петербурга и ранившая его, была оправдана. Александр II пытается справиться с ситуацией, преследуя инакомыслие и даже мирное хождение образованных граждан в деревню, в народ, но его убивают народовольцы. Наследовавший отцу Александр III приостановил Российскую экспансию в Европе и жестко пресек так называемую революционную деятельность. Царь умер своей смертью благодаря тому, что, вынужденно замкнув себя в Гатчине, почти не появлялся на людях. Воцарившийся Николай II, мягкий не по времени и не по империи человек, к тому же имевший наклонности к мистицизму, действовал неровно и непоследовательно, реагируя на нестандартные ситуации не всегда адекватно: с одной стороны расстреливал мирные демонстрации, с другой обращался с революционерами, открыто призывавшими к свержению строя, милосердно до неразумия. Промышленность развивалась, но одновременно с ней зрела и революция. После поражения в войне с Японией Николай обнародует манифест, превращавший страну в конституционную монархию. Однако двенадцать лет работы Думы мало что изменили: революционные настроения ширились. Слишком горяч оказался находившийся с закрытой крышкой в течение столетий разогревавшийся как бы на медленном огне котел народов, слишком велико было давление многонационального пара в нем. Попытка премьер-министра Столыпина провести земельную реформу в стране с целью создания класса фермеров закончилась убийством реформатора и крахом реформ. Недовольство нарастало. Начавшаяся Мировая война дала оружие миллионам крестьян, оказавшимся на фронте. Мирные демонстрации в столице переросли в бунт. Царь отрекается от престола. Власть слабеет, сменяющие друг друга временные правительства не в состоянии справиться с ситуацией. В результате массового дезертирства и непринятия правительством Керенского адекватных мер (таких как замена разложившихся войск, расквартированных в окрестностях Петербурга, верными правительству подразделениями, которых, как показала гражданская война, в империи было более чем достаточно). Петербург оказался наполненным никому не подчиняющимися вооруженными людьми. Этим ловко воспользовалась одна из революционных организаций, называвшая себя большевиками, которая провозглашая (как показало будущее) привлекательные но лживые лозунги (“землю крестьянам” так и не дали, “мир народам” принес неисчислимые жертвы), в результате военного переворота захватывает власть в Петербурге, а затем и в десятках городов по всей стране. Разгон учредительного собрания ознаменовал начало диктата. Совнарком и Реввоенсовет переезжают в Москву, которая после более чем двухсотлетнего перерыва из патриархального города, центра всемирного православия и хлебосольного гостеприимства вновь становится столицей Империи, только на этот раз находящейся под управлением не набожных Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а безбожников большевиков. Переход из средоточия святости в эпицентр всемирного богохульства Москва совершила на удивление непринужденно (как впрочем и обратную трансформацию, произошедшую восемьдесят четыре года спустя). Всего через несколько лет она уже была Столицей мирового коммунистического движения и воинствующего атеизма и выглядела в этой новой своей ипостаси так естественно и воодушевленно, словно перезвон сорока сороков колоколов над древним Кремлем (кресты на башнях которого сменили красные пятиконечные звезды) не благозвучал ни-ко-гда.
.
1917-1991: ЭРА БОЛЬШЕВИКОВ
В основе победоносного шествия коммунистов, сначала во время стремительного захвата власти по всей стране (благодаря телеграфу и умелой организации за первую же неделю Советскую Власть признали города, разбросанные на тысячи километров), а затем в гражданской войне было сочетание бесконечной жестокости и цинизма с понятными социальными лозунгами, которые привлекали веками находившиеся в кабале народы на сторону революции. Сопротивление большевикам было массовым и ожесточенным, нация оказалась расколота. В итоге большевики победили. Настало странное время, сочетавшее искренность с жестокостью, раскрепощение с закрепощением, правду и лживость, голод и вдохновение. Евангелие по Ильичу – если бы оно было написано – в каждой из десяти заповедей было бы антитезой Нагорной Проповеди. При Ленине деятельный человек, декларирующий преданность рабочему делу, мог сделать стремительную карьеру практически в любой области от армии и промышленности до театра и ВЧК. В первый же год Советской власти, несмотря на разруху и голод, создаются научно-исследовательские институты мирового класса (физтех под руководством Иоффе, оптический под руководством Преображенского)– весьма красноречивый факт, о котором не следует забывать. Гибкость в принятии решений и построении государства большевиками позволила начать возрождение промышленности (НЭП). . Европейские страны, завершившие мировую войну без участия России, опасались распространения “большевисткой заразы”, революцию в Германии 1919 года удалось подавить только ценой реальных социальных уступок. Кроме того Россия под коммунистами – надо отдать им должное – единственная из участвующих в первой а затем второй мировой войне стран не только сохранила империю, но и увеличила контролируемуй ей территорию.
Приход к власти Сталина породил новое видение страны. Человек в представлении товарища Джугашвили был винтиком государственного механизма, а незаменимых винтиков, как известно, нет, винты для того и были изобретены, чтобы быть заменяемы. Крестьяне были превращены в государственных рабов путем насильственного загона в колхозы, отбора земли и лишения свободы передвижения, то есть по существу восстановления крепостного права и превращения в государственных холопов. На политических процессах была уничтожена элита Армии, Государства и почти все поколение делавших революцию (называвшее себя Ленинской гвардией), после чего начался большой террор, в пучине которого псчезли миллионы людей. Одновременно происходила быстрая индустриализация страны, ликвидировалась неграмотность. Белозубые улыбки были визитной карточкой времени – и это не было чистым притворством или желанием получить индульгенцию: ужас и оптимизм шли рука об руку. Нападение Гитлера изменило выражения лиц. Народы Советской России совершили невероятный коллективный подвиг и победили. Но цена, которую они заплатили за это, была не только победной и не только необходимой. С территорий, на которых они жили столетиями, переселялись за тысячи верст целые народы: немцы, эстонцы, крымские татары, чеченцы… Вернувшиеся из плена и вышедшие из вражеского окружения без документов отправлялись в концентрационные лагеря. Дружба народов, которая стала официальной доктриной, была реальностью не только на выставках народного хозяйства, слетах народного творчества и фестивалях дружбы, но и на улицах. Ходить по городам и ездить по стране было безопасно, даже дети и девушки поздней ночью без опаски возвращались домой. Но никто не чувствовал себя в безопасности по ночам, все ждали ареста. Черные автомобили увозили людей навсегда, нигде не было так много прекрасных женских лиц как у окошечек НКВД [7], дававших справки, что стало (или якобы стало) с мужьями. Репрессии возобновились, становясь хотя и не столь массовыми, как при Ежове, но все более странными, шизофриническими: борьба с неправильным пониманием языкознания, с генетикой, с Зощенко и Ахматовой, с врачами-убийцами... И - по странному совпадению – в это самое время сбылась многовековая мечта славянофилов всех времен и всех стран: на несколько десятилейтий почти все славяне (а в течение нескольких лет после Победы 1945 года все до единого славянские народы!) единственный раз за свою более чем тысячелетнюю историю оказались объединенными, хотя не у всех это объединение вызвало равный восторг ибо происходило оно под эгидой Москвы-столицы-СССР в империи Сталина.
Со смертью Отца Народов Номенклатура, жившая индивидуально и коллективно под страхом ареста и смерти два предыдущие десятилетия, воспряла и правила страной на протяжении последующих тридцати семи лет. Террор, в прекращении которого партийная элита и КГБ были заинтересованы не меньше, чем отстраненное от принятия решений многомиллионое население, прекратился, страх внезапного и беспричинного ареста исчез. Комитет Государственной Безопасности (переименованный из НКВД->МГБ->ОГПУ->ВЧК, менявших названия, чтобы создать видимость неучастия в ненавидимых народом преступлениях предшественников, в действительности, разумеется, совершенных той же самой организацией) держал множество народов, населявших державу, в повиновении сравнительно мягко, большей частью запугиванием, лишь в исключительных случаях прибегая к тюремномому заключению или помещению инакомыслящих в психушки. Советская Наука стала второй в мире. Страна первой вывела на орбиту Искусственный Спутник и первой в мире запустила человека в Космос. Возродилась интеллигенция (порожденная русским духом и русским воздухом в буквальном смысле этого слова, ибо откуда еще ей было взяться вопреки всему проделываемому с нею на протяжении нескольких поколений Москву и Петербург в 70-80ые годы, несмотря на бесчеловечность режима постепенно переходящего в мертвечину, можно было без преувеличения назвать Афинами Двадцатого Века. СССР получил статус сверхдержавы, страны НАТО признали фактический раздел Европы с Советским Союзом в обмен на обещания соблюдать права человека в СССР. Конец эры коммунизма (как и конец царизма), которой казалось не будет конца, а если и придет когда то, то (как оценивали стратеги) в результате термоядерной войны и миллионов жертв, наступил внезапно. Взрыв на чернобыльской атомной электростанции продемонстрировал и народу, и, что не менее важно, номенклатуре слабость, цинизм и гнилость системы. Либерализация Горбачева, разрешившая личную инициативу и относительную свободу слова, разрушение Берлинской стены с последующим объединением Германии, предоставление фактической независимости странам Варшавского договора привели к путчу. Однако нерешительность заговорщиков и решительность президента Российской Федерации положили конец коммунистическому правлению. Символом конца которого можно считать вошествие Бориса Ельцина на танк.
1991 - … : ПОСТБОЛЬШЕВИСТСКИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.
Первые же дни Свободной России ознаменовались роспуском Империи. В результате возникли государства, некоторые из которых (Литва, Латвия, Эстония) боролись за независимость, тогда как на других самостоятельность свалилась буквально как снег на голову. Хотя некоторые из возникших стран по территории и населению приближались к крупнейшим европейским державам, на карте мира уменьшение территории оказалось не очень заметным: отныне Россия занимает не 1/5 часть суши как при последних Романовых, не 1/6 как при большевиках, а 1/7, что попрежнему немеренно и колоссально. Жизнь изменилась не в пример кандинальнее, чем территория. Появившиеся как из под земли предприниматели, не защищенные государством, стремительно приспособились и эволюционизировали, создав “бизнес по понятиям”, называемый также бандитским капитализмом. Номенклатура, слившись с наиболее энергичными интеллигентами и преступниками, начала осуществлять масштабную при(х)ватизацию, смысл которой сводился к тому, что многомиллионая и многомиллиардная государственная собственность по мановению подписей находящихся в доле чиновников приватизировалась за гроши. Возникла поляризация общества, невиданная нигде в мире: в начале правления Путина страна, занимавшая по уровню жизни среди членов ООН 99 место из 135 включенных в исследование, по числу долларовых миллиардеров вышла на третье. В результате невиданного повышения цены на нефть экономика воспряла. Сочетание традиционной для русской культуры свободы мысли с отстутствием цензуры родило множество театров, журналов, газет. Москва наполнилась необыкновенной энергией: сегодня это колоссальный perpetuummobile, двигающийся 24 часа в сутки во всех направлениях. В то же время эйфория от внезапно обретенных возможностей и богатств породила и у власть имущих, и у финансовых воротил полное пренебрежение к электорату (народу) и научно технической интеллигенции, при большевиках называвшейся прослойкой но вдруг оказавшейся бесхозной и ненужной вообще. Профессии, в Советском Союзе, равно как и в других странах, пользующиеся особым уважением: врачи и учителя – стали называться бютжетниками, то есть висящими бренемем на государственной шее – и отношение к людям этих профессий постепенно стало соответствовать их наименованию в прессе и всуе. В результате продолжительность жизни населения снижается, качество образования падает, бывшая в Советском Союзе вторая в мире наука убита, пропасть между тридцатилетними аспирантами и шестидесятилетними профессорами, никем не заполненная, грозит превратиться в обрыв. Российская Федерация оказывается технологически неконкурентоспособной во всех областях от автомобилестроения до табуретов: в начале третьего тысячелетия на рынках Запада нет никаких произведенных в России товаров кроме матрешек. Хаотичное развития общества, не имеющего никакой инерции и почти мгновенно переходящего от одного направления развития к другому, исключает возможность серьезного достижения чего-либо в чем-либо. Руководящие принципы и национальные ценности, по которым живет Российская Федерация, сегодня как и пяьдесят, и триста пятьдесят, и шестьсот пятьдесят лет назад не совпадают с теми, на которых построена человеческая цивилизация во всех остальных странах. Споры о том, нужна ли Святой Руси законность или ей пристало обустраивать бытие на основе соборности и только соборности (жить по понятиям, выражаясь по-современному) не утихают. Отсутствие сформулированной национальной цели и национальной стратегии лишь раззадоривает тех, кто из поколения в поколение отправляется на их поиски. Очарование и динамика российской жизни в посткоммунистическую эру потрясают. Выходцы из России за ее рубежами оказываются наиболее успешными за всю историю мировой эмиграции во всех без исключения странах. В Российской Федерации, как и в Советском Союзе, попрежнему высок престиж образования, многонациональная страна попрежнему имеет колоссальный природный и человеческий потенциал. В то же время отсутствие внятно сформулированной национальной идеи, берущее начало в нечеткости концепции Третьего Рима с момента его провозглашения, демографическая катастрофа, подъем Китая и другие объективные факторы вызывают растущие опаснения, что в случае серьезного кризиса последняя из империй на земном шаре – Российская – может прекратить свое существование так же, как в разное время и по разным причинам распались все остальные.
24 Апреля 2006 г. Понедельник.
==============================================
[1]Сторонниками боярина Кучки, жившего на территории Москвы до общепринятой даты ее основания, и убитого отцом Андрей Боголюбского Основателем Москвы Юрием Долгоруким.
[2]В частности, в 1471 г., после сопровожавшегося казнями и грабежами “наказания” Господина Великого Новгорода Иваном III, Ганзейский Союз полностью компенсировал материальный урон имевшим в Новгороде подворья немецким купцам.
[3]порядок наказания за неповиновение приказу и на коллективном, и на индивидуальном уровне на удивление похожий на систему телесных наказаний в русской армии, остававшуюся незыблемой вплоть до конца 19ого века.
[4]имя которого в этом контексте ни в царских, ни в советских, ни в современных российских учебниках истории практически не упоминается, что, если принять во внимание то, что именно Тимур (как известно из учебников историй всех стран за исключением российских учебников) освободил Россию от Ордынской зависимости самым бесспорным из всех существующих способов а именно: уничтожив Орду – представляется поразительным фактом, требующим самого пристального исследования.
[5]даже поражение в Ливонской войне в долговременной перспективе представляется менее значимым, ибо оно никак не сказалось на жизни России спустя сто, двести и более лет, чего не скажешь о факторах перечисленных.
[6]слова Генриха Наваррского, сказанные им о Париже перед принятием католичества ради восхождения на Французский престол.
[7]Свидетельство Анны Ахматовой
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |