>> << >>
Главная Слово&музыка

Россия - родина джаза. Еврейские корни джаза уходят в Россию. Об этом не принято говорить - но это бесспорный факт!

Юрий Магаршак

 

Опубликовано 3 Мая 2019 в журнале Кругозор-Бостон

 

При­нято ду­мать, что джаз  про­изо­шел, глав­ным об­ра­зом, от нег­ри­тян­ских спи­иту­алс. А ес­ли я со­об­щу вам, что кор­ни джа­за…  ев­рей­ские? В не мень­шей, как ми­нимум, сте­пени, чем  нег­ри­тян­ские? Вы уди­витесь и воз­ра­зите.

Ещё бо­лее воз­му­титесь, а, мо­жет, рас­сме­етесь, ес­ли я в при­дачу со­об­щу вам, что… Рос­сия. При­чём, джа­за - аме­рикан­ско­го и ми­рово­го. Но в от­ли­чие от шут­ли­вой по­говор­ки: "Рос­сия - ро­дина сло­нов", ут­вер­жде­ние, что Рос­сия - ро­дина джа­за, име­ет под со­бой ос­но­вания. По­тому что джаз был как ми­нимум на­поло­вину (а, мо­жет, боль­ше или мень­ше в ка­кую то сто­рону - смот­ря как счи­тать и кто счи­та­ет) был соз­дан вы­ход­ца­ми из Рос­сии. Точ­нее, "вып­лавца­ми", по­тому что соз­да­тели джа­за, ро­див­ши­еся в Рос­сий­ской им­пе­рии, пок­ну­ли её на ко­раб­лях.

Не спе­шите с вы­вода­ми, выс­лу­шай­те ме­ня - и вы пой­ме­те и сог­ла­ситесь с тем, что по­ка что ка­жет­ся вам аб­сур­дным и не­воз­можным.

Итак, об­ра­тим­ся к Со­еди­нен­ным Шта­там Аме­рики 90-х го­дов 19-го ве­ка. Точ­нее - к ат­ланти­чес­ко­му по­бережью США, к на­ходя­щему­ся на юге сов­ре­мен­ной Аме­рики го­роду New Orleans, ос­но­ван­но­му Фран­цу­зами и про­дан­но­му На­поле­оном США в 1803 го­ду.

О НОВОМ ОРЛЕАНЕ

Ци­тирую Ви­кипе­дию: "От­ли­читель­ной чер­той го­рода яв­ля­ет­ся сме­шан­ная фран­ко-ис­пан­ская кре­оль­ская ар­хи­тек­ту­ра, вза­имоп­ро­ник­но­вение куль­тур и мно­го­язы­ковое нас­ле­дие. Но­вый Ор­ле­ан зна­менит сво­ей кух­ней, му­зыкой (в час­тнос­ти, счи­та­ет­ся ро­диной джа­за), а так­же еже­год­ны­ми фес­ти­валя­ми и кар­на­вала­ми (сре­ди ко­торых и зна­мени­тый Мар­ди Гра). Го­род час­то на­зыва­ют од­ним из на­ибо­лее уни­каль­ных в Со­еди­нён­ных Шта­тах.

Но­вый Ор­ле­ан рас­по­лага­ет­ся на юго-вос­то­ке Лу­изи­аны на обо­их бе­регах ре­ки Мис­си­сипи вбли­зи её впа­дения в Мек­си­кан­ский за­лив. Сер­дце го­рода - фран­цуз­ский квар­тал на се­вер­ном бе­регу. Го­род объ­еди­нён с при­ходом Ор­ле­ан в еди­ную ад­ми­нис­тра­тив­ную еди­ницу.

Пос­ле "Лу­изи­ан­ской по­куп­ки" го­рода Аме­рикой го­род на­чал быс­тро рас­ти с при­током аме­рикан­цев, фран­цу­зов, кре­олов и аф­ри­кан­цев. Бо­лее поз­днюю вол­ну им­мигра­ции сос­та­вили ир­лан­дцы, нем­цы и италь­ян­цы. Са­хар и хло­пок, куль­ти­виру­емые на круп­ных план­та­ци­ях с при­мене­ни­ем раб­ско­го тру­да, ста­ли ос­новным ис­точни­ком до­хода то­го вре­мени.

В 1850-х го­дах по­ложе­нию бе­лого фран­ко­языч­но­го на­селе­ния ни­чего не уг­ро­жало, и оно ос­та­валось весь­ма энер­гичным со­об­щес­твом. Обу­чение на фран­цуз­ском язы­ке ве­лось в двух из че­тырёх школь­ных рай­онов го­рода (все они бы­ли бе­лыми). В 1860 го­ду в го­роде нас­чи­тыва­лось 13 000 сво­бод­ных цвет­ных лю­дей (gens de couleur libres) - пред­ста­вите­лей клас­са сво­бод­ных граж­дан, по боль­шей час­ти сме­шан­но­го про­ис­хожде­ния, ко­торый раз­росся во вре­мя фран­цуз­ско­го и ис­пан­ско­го прав­ле­ния.

Сог­ласно пе­репи­си, 81% на­селе­ния от­но­сил­ся к му­латам - обоб­щённо­му тер­ми­ну для обоз­на­чения раз­личной сте­пени сме­шения эт­но­сов. По боль­шей час­ти от­но­сясь к фран­ко­языч­ной груп­пе, они бы­ли ре­мес­ленни­ками - об­ра­зован­ным и про­фес­си­ональ­ным клас­сом аф­ро­аме­рикан­цев.

Боль­шинс­тво чёр­но­го на­селе­ния все ещё на­ходи­лось в рабс­тве - их ис­поль­зо­вали как прис­лу­гу, пор­то­вых ра­бочих, под­масте­рий, но глав­ное - для ра­боты на мно­гочис­ленных са­хар­ных план­та­ци­ях, рас­ки­нув­шихся в ок­ру­ге.

В 1862 го­ду го­род был ок­ку­пиро­ван фло­том се­верян под ко­ман­до­вани­ем  Бен­джа­мина Бат­ле­ра - вид­но­го го­сударс­твен­но­го юрис­та из мас­са­чусет­ско­го опол­че­ния. Поз­днее жи­тели Но­вого Ор­ле­ана проз­ва­ли его "зве­рем Бат­ле­ром" из-за вы­пущен­но­го им ука­за. При за­нятии го­рода его вой­ска бы­ли встре­чены не­годо­вани­ем и от­кры­той враж­дебностью со сто­роны жен­щин-южа­нок, что да­же при­води­ло к стыч­кам на ули­цах, пос­ле че­го он из­дал указ, сог­ласно ко­торо­му при пов­то­рении по­доб­ных си­ту­аций та­ких дам бу­дут рас­це­нивать как прос­ти­туток! То есть объ­яв­ля­лись прос­ти­тут­ка­ми по­лити­чес­кие оп­по­нен­тки: факт зна­мена­тель­ный.

Бат­лер так­же от­ме­нил пре­пода­вание фран­цуз­ско­го язы­ка в шко­лах го­рода. Вве­дён­ные по все­му шта­ту ме­ры в 1864-м, а за­тем уже пос­ле вой­ны в 1868 го­ду ещё боль­ше ук­ре­пили по­лити­ку ис­поль­зо­вания од­но­го лишь ан­глий­ско­го язы­ка К кон­цу XIX сто­летия ис­поль­зо­вание фран­цуз­ско­го язы­ка пош­ло на спад. Но­вая вол­на им­мигра­ции италь­ян­цев и нем­цев так­же ока­зала вли­яние на этот про­цесс. Нес­мотря на это, к 1902 го­ду "чет­верть на­селе­ния го­рода ис­поль­зо­вала фран­цуз­ский язык в сво­ём пов­седнев­ном об­ще­нии, а ещё две чет­верти пре­вос­ходно по­нима­ли фран­цуз­ский".

 К 1945 го­ду мно­гие жен­щи­ны кре­оль­ско­го про­ис­хожде­ния (в ос­новном, стар­ше­го по­коле­ния) сов­сем не го­вори­ли по-ан­глий­ски. Пос­ледняя круп­ная фран­ко­языч­ная га­зета L'Abeille de la Nouvelle-Orl?ans(Но­во­ор­ле­ан­ская пче­ла) зак­ры­лась 27 де­каб­ря 1923 го­да - спус­тя 96 лет пос­ле на­чала сво­ей де­ятель­нос­ти."

Сто­ривилль был рай­оном крас­ных фо­нарей в Но­вом Ор­ле­ане, штат Лу­изи­ана, с 1897 по 1917 год. Он был уч­режден по рас­по­ряже­нию му­ници­пали­тета при го­род­ском со­вете Но­вого Ор­ле­ана для ре­гули­рова­ния прос­ти­туции и нар­ко­тиков. Сид­ни Сто­ри, го­род­ской ол­дермен, на­писал ру­ководс­тво и за­коно­датель­ство по кон­тро­лю прос­ти­туции в го­роде.

Пос­та­нов­ле­ние оп­ре­дели­ло об­ласть из 38 квар­та­лов как часть го­рода, в ко­торой прос­ти­туция, хо­тя все еще фор­маль­но не­закон­ная, до­пус­ка­лась или ре­гули­рова­лась.

Пер­во­началь­но этот рай­он на­зывал­ся "Рай­он", но его проз­ви­ще "Сто­ривилль" вско­ре за­во­ева­ло по­пуляр­ность. Он был рас­по­ложен ря­дом с же­лез­но­дорож­ной стан­ци­ей, что де­ла­ет его по­пуляр­ным мес­том для пу­тешес­твен­ни­ков по все­му го­роду, и стал цен­тра­лизо­ван­ной дос­топри­меча­тель­ностью в са­мом сер­дце Но­вого Ор­ле­ана. Те­перь вид­ны толь­ко нес­коль­ко его ос­татков…

Рай­он на­ходит­ся в Фо­бур-Тре­ме, и боль­шая часть зем­ли бы­ла пе­реп­ро­фили­рова­на под го­сударс­твен­ное жилье.

"Storyville", вско­ре за­во­евав­ший по­пуляр­ность, был свя­зан ули­цами North Robertson, Iberville, Basin и St. Louis. Он был рас­по­ложен ря­дом с же­лез­но­дорож­ной стан­ци­ей, что де­ла­ет его по­пуляр­ным мес­том для пу­тешес­твен­ни­ков по все­му го­роду, и стал цен­тра­лизо­ван­ной дос­топри­меча­тель­ностью в са­мом сер­дце Но­вого Ор­ле­ана. Те­перь вид­ны толь­ко нес­коль­ко его ос­татков. Рай­он на­ходит­ся в Фо­бур-Тре­ме, и боль­шая часть зем­ли бы­ла пе­реп­ро­фили­рова­на под го­сударс­твен­ное жилье".

Те­перь взгя­нем на го­род, ка­ким он был в на­чале 90-х го­дов 19 ве­ка. Эко­номи­ка на­ходи­лась в пол­ном упад­ке. До­ма раз­ва­лива­лись. Ос­во­бож­де­ние нег­ров при­вело к кри­зису в хлоп­ко­вой от­расли, а зас­та­вить сво­бод­ных со­бирать на жа­ре хло­пок ина­че как под би­чами бы­ло уже не­воз­можно. Пу­ритан­ская мо­раль стро­го сле­дила на нравс­твен­ностью. Прос­ти­туция бы­ла, са­мо со­бой, зап­ре­щена, так же, как лю­бые внеб­рачные от­но­шения. Ка­залось, го­род вот-вот раз­ва­лит­ся окон­ча­тель­но.

СНОГСШИБАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

И в этот мо­мент, в 1897 го­ду, член му­ници­пали­тета Но­вого Ор­ле­ана Сид­ни Сто­ри выс­ту­пил с не­ожи­дан­ным пред­ло­жени­ем. Он на­писал про­ект за­коно­датель­ства, сог­ласно ко­торо­му 38 квар­та­лов го­рода по­луча­ли осо­бый ста­тус - не тре­бу­ющий фи­нан­си­рова­ния, а бо­лее все­го со­от­ветс­тво­вав­ший ло­зун­гу Го­рода Сол­нца Кам­па­нел­лы в его зна­мени­той уто­пии: ДЕ­ЛАЙ ЧТО ХО­ЧЕШЬ. То есть прев­ра­щав­ший са­мую зна­мени­тую уто­пию всех вре­мен в явь!

В час­тнос­ти, в этом пос­та­нов­ле­нии пред­ла­галось:

- раз­ре­шить прос­ти­туцию;

Раз­ре­шить сек­су­аль­ные от­но­шения меж­ду бе­лыми и чер­ны­ми (на­пом­ним что за секс с бе­лой жен­щи­ной в это вре­мя кук­лус­кла­нов­цы лин­че­вали нег­ров пов­сю­ду на юге аме­рики);

Раз­ре­шить бе­лым и чер­ным, ме­тисам и му­латам, ан­гло­сак­сам и мек­си­кан­цам - всем, кто за­хочет жить вмес­те и с кем хо­чет. То есть все­го нав­се­го раз­ре­шить;

До­пус­кать в этот рай­он по­лицию толь­ко в слу­чае со­вер­ше­ния прес­тупле­ний ти­па убий­ств, из­на­сило­ваний, а в ос­таль­ном путь ре­ша­ют сво­ими си­лами.

Изум­ле­ние и воз­му­щение ма­гис­тра­туры го­рода бы­ло гро­мад­ным. Но пос­коль­ку де­нег про­ект не тре­бовал, а все­го лишь ни­чего­неде­лания, ре­шили поп­ро­бовать.

Ре­зуль­тат пре­высил ожи­дания, по­тому что имен­но в Сто­ривил­ле - как рай­он был наз­ван впос­ледс­твии - ро­дил­ся джаз.

На­пом­ню, что пред­став­ля­ли со­бой Аме­рика и Ев­ро­па в это вре­мя. В Па­риже ра­ботал Му­лен Руж. Кан­кан стал са­мым мод­ней­шим тан­цем. Им­прес­си­онизм в жи­вопи­си стал приз­нанным нап­равле­ни­ем не толь­ко жи­вопи­си, но и жиз­ни: каж­дый ху­дож­ник, ри­совав­ший на­тур­щи­цу, с нею обя­затель­но спал.

С дру­гой сто­роны, в Сто­ливилл ус­тре­мились мас­са­ми чер­но­кожие, ко­торые вдруг об­на­ружи­ли, что в од­ном единс­твен­ном мес­те Аме­рики сег­ре­гации нет.

БУМ В СТОРИВИЛЛЕ

В Сто­ривилл ус­тре­мились му­лат­ки и кра­сот­ки, име­ющие чет­верть или вось­муш­ку нег­ри­тян­ской кро­ви. Кста­ти, в пос­ле­ду­ющие го­ды имев­шие од­ну вось­мую ге­нов чер­но­кожих пред­ков и семь вось­мых бе­лых пред­ков поль­зо­вались осо­бым сек­су­аль­ным спро­сом. При­чём, аб­со­лют­но не обя­затель­но в прос­ти­туции, но так­же и в том, что в Па­риже на­зыва­ли кур­ти­зан­ка­ми.

В Сто­ривилл по­тяну­лись ху­дож­ни­ки, ар­тисты, му­зыкан­ты, биз­несме­ны и прос­то лю­бые лю­ди: ир­ланцы, нем­цы, италь­ян­цы, ко­торые хо­тели сво­бод­ных сек­су­аль­ных от­но­шений, ко­торые не осуж­да­ют­ся а при­ветс­тву­ют­ся.

На­конец, в Сто­ривилл мас­са­ми при­еха­ли ев­реи, бе­жав­шие от пог­ро­мов Алек­сан­дра Треть­его как раз в это вре­мя. Пер­вым мес­том, в ко­тором ев­реи хо­тели осесть, был порт на Мек­си­кан­ском За­ливе Галь­вес­тон, на­ходив­ший­ся не­пода­леку от Нью-Ор­ле­ана, рас­по­ложен­но­го при впа­дении Мис­си­сипи в тот же мек­си­кан­ский за­лив. Но и из Нью-Й­ор­ка, Чи­каго и дру­гих го­родов в Нью-Ор­ле­ан по­еха­ло мно­жес­тво ев­ре­ев, осо­бен­но твор­ческих про­фес­сий. В пер­вую оче­редь му­зыкан­тов (не бу­дем за­бывать что жи­вопись ев­рей­ской ор­то­док­саль­ной ре­лиги­ей бы­ла зап­ре­щена). А сре­ди му­зыкан­тов - ис­полни­тели му­зыки клез­мер, иг­равшие на свадь­бах, сим­хат то­ра, Ха­нука, Пу­рим, на днях рож­де­ния и мно­жес­тве дру­гих праз­дни­ках. А так­же в хар­чевнях.

Прин­цип му­зыки клез­мер был та­ков. Со­бира­лось не­соль­ко му­зыкан­тов - иног­да пос­то­ян­но иг­ра­ющих вмес­те, иног­да со­бирав­шихся вмес­те в пер­вый же раз, сре­ди ко­торых обя­затель­но бы­ли клар­нет и скрип­ка. А так­же мог­ли быть удар­ные, ги­тара, пи­ани­но, ак­корде­он... При этом, как пра­вило, каж­дая ме­лодия или пес­ня ис­полня­лась так. Сна­чала ее иг­ра­ли все вмес­те. По­том каж­дый инс­тру­мент - по оче­реди. По­том сно­ва вмес­те. Джа­зис­ты зна­ют, как на­зыва­ет­ся та­кая му­зыка. Она на­зыва­ет­ся дик­си­ленд. Пра­виль­но! Но это наз­ва­ние му­зыка по­лучи­ла че­рез пол­сто­летия пос­ле то­го, как клез­мерлент ис­по­лял­ся в ев­рей­ских мес­течках, а так­же в Одес­се, Ки­еве и дру­гих го­родах.

Ну а им­про­виза­ци­он­ная иг­ра ев­рей­ских му­зыкан­тов в Рос­сий­ской Им­пе­рии очень на­поми­на­ет то, что со вре­менем ста­ло на­зывать­ся джем сей­шен.

Че­рез при­мер­но пол­ве­ка пос­ле то­го, как клез­мер сей­шен уже су­щес­тво­вали в Рос­сии!

ЕВРЕЙСКО-НЕГРИТЯНСКАЯ ДОМИНАНТА

И не толь­ко в Рос­сии, а во всей цен­траль­ной Ев­ро­пе, где про­жива­ли ев­реи. Клез­мир объ­еди­нял ев­ре­ев Вен­грии, Поль­ши, Гер­ма­нии, Че­хии и Ру­мынии не мень­ше, чем язык идыш.

И вот эти-то при­вык­шие им­про­визи­ровать вмес­те ев­рей­ские му­зыкан­ты во мно­жес­тве при­еха­ли в Но­вый Ор­ле­ан. А на­ряду с ни­ми - и бо­лее об­ра­зован­ные, ко­торых иг­рать на фор­те­пи­ано и скрип­ке обу­чали, при­чем не­ред­ко, на очень хо­рошем уров­не: вспом­ним Одес­скую скри­пич­ную шко­лу, а так­же, что на­чиная с ком­по­зито­ра Мен­дель­со­на, сре­ди ев­ре­ев бы­ли вы­да­ющи­еся про­фес­си­ональ­ные му­зыкан­ты и ком­по­зито­ры.

И вот ро­дилась сво­бод­ная и ве­селая смесь нег­ри­тян­ских тан­цев и ду­хов­ных пе­сен, фран­цуз­ской куль­ту­ры - с ев­рей­ской му­зыкой. О свя­зи пос­ледней с джа­зом по­чему то не го­ворят. А стран­но. За­думай­тесь: что бли­же к ран­не­му джа­зу, вклю­чая и дик­си­лент - спи­ричу­алс или ве­селый клей­змер? От­вет оче­виден.

В ос­но­ве джа­за бы­ло со­чета­ние нес­коль­ких куль­тур, сре­ди ко­торых ев­рей­ская и нег­ри­тян­ская до­мини­ру­ет. Ев­реи (не толь­ко ев­реи, но ев­реи на­вер­но в пер­вую оче­редь) ко­неч­но же, по­нача­лу учи­ли чер­но­кожих му­зыкан­тов про­фес­си­ональ­ной иг­ре на клар­не­те, фор­те­пи­ано и дру­гих инс­тру­мен­тах: ведь вне Но­вого Ор­ле­ана их прос­то ник­то не учил иг­рать. Вспом­ним, что Луи Армстронг но­сил ма­гин­до­вид.

Вза­имо­дей­ствие ев­рей­ской и нег­ри­тян­ской куль­тур по­роди­ло джаз в пер­вую оче­редь. А так­же, ко­неч­но, фран­цуз­ская и мек­си­кан­ская му­зыка. но в мень­шей сте­пени. По­тому что сходс­тво клез­мер с джа­зом прак­ти­чес­ки оче­вид­но. Бо­лее то­го: что­бы иг­рать джаз, в клез­ме­ре поч­ти ни­чего не на­до ме­нять!

ЧТО ЖЕ СТАЛО?

А то, что Но­вый Ор­ле­ан ока­зал­ся сим­во­лом не толь­ко джа­за, но и эро­тики, и сво­бод­но­го от­но­шения меж­ду людь­ми раз­ных рас. По сей день в сто­ривил­ле джаз ис­полня­ют од­новре­мен­но с раз­де­тыми вы­ше та­лии тан­цу­ющи­ми кра­сот­ка­ми. Прив­ле­кая мил­ли­оны ту­рис­тов.

Ко­нец сто­ливил­лу по­ложи­ла Ми­ровая Вой­на, приз­вавшая зна­читель­ную часть му­зыкан­тов и прос­то раз­вле­кав­шихся на фрон­ты. За­тем рас­простра­нив­ший­ся си­филис. И глав­ное су­хой за­кон, сде­лав­ший ве­селье в Но­вом Ор­ле­ане та­ким ка­ким оно бы­ло, не­воз­можным. Ес­ли бы не это, ес­ли бы сто­ривил­лов­ская свобь­ьода рас­простра­нилась на всю Аме­рику, от­нше­ния меж­ду чер­ной и бе­лой аме­рика­ми бы­ло бы се­год­ня аб­со­лют­но иным!!!

Ска­зан­ное пред­по­лага­ет соз­да­ние мю­зик­лов и дру­гих жан­ров, в ко­торых клез­мир пос­те­пен­но прев­ра­ща­ет­ся в джаз. С зах­ва­тыва­ющим со­дер­жа­ни­ем с гри­ву­аз­ным ук­ло­ном. С пе­реме­жа­ющи­мися фран­цуз­ски­ми кан­ка­нами, тан­ца­ми Ка­риб­ско­го Мо­ря, ев­рей­ски­ми ор­кес­тра­ми и чем угод­но еще. Это зах­ва­тыва­ющее пред­став­ле­ние, ко­торое кро­ме то­го, что об­ре­чено на те­ат­раль­ный ус­пех, приз­ва­но из­ме­нить пред­став­ле­ние о по­яв­ле­нии джа­за. В час­тнос­ти, о том, что од­ним из ис­то­ков джа­за яв­ля­ет­ся ев­рей­ский клез­ме­ров­ский ор­кестр мес­те­чек. Пе­ре­ехав­ший в США.

Ну, а сло­ва о том, что ро­дина джа­за - Рос­сия, при­об­ре­та­ют бук­валь­ный, а не шут­ли­вый смысл. Джаз был соз­дан вы­ход­ца­ми из Рос­сии. Точ­нее, бе­жен­ца­ми из Рос­сии. Так же, как Гол­ли­вуд и Брод­вей. Но это уже дру­гая ис­то­рия.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

Напомнить пароль

Регистрация