Два русских народа. Из цикла РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КРЕДА
‘Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать: в Россию можно только верить’ – написал Тютчев. Однако является ли это утверждение абсолютной истиной? Так ли уж невозможно понять Россию? Этот вопрос тем боле актуален в эпоху наступившего кризиса. А также после того, как продолжавшееся ни много ни мало пятьсот лет расширение Державы со средней скоростью Голландия-в-Год сменилось сжатием, которое, как показывает история, империи крайне редко обращали вспять или даже всего навсего останавливали) непонимание России Бесконечно инонационно богатый русский язык время от времени с помощью одной интонации изменяет смысл этого изречения так, что в нем начинает слышаться угроза: и не пытайся понять что происходит в нашей стране – слышится между строк – не то худо будет. Это второе толкование настолько укоренилось в умах, что один из самых известных политических деятелей Новой России оговорившись, произнес четвертую строку в собственной редакции: в России надо только верить – причины коей обмолвки наводят сами по себе на сакраментальные размышления.
Как бы то ни было, пытаться понять Россию абсолютно необходимо. Иначе нет никакой возможности предотвратить беды. И сделать так, чтобы неблагополучие в каждом поколении от Ивана Калиты и по сей день – сменилось наконец (в среднем по стране) процветанием и ощущением счастья.
Российская империя была создана – как вселенная – (с ее законами, в данном случае законами Русской Природы и Русского Бытия) в момент ее Большого Взрыва. Каковым являлось взятие Казани. Отечественные историки почему-то не отмечают, что империя была создана двадцатитрехлетним царем – который был в момент создания империи моложе чем даже александр Македонский. Причем что интересно: до взятия Казани (а затем бескровно – до Урала, ибо столь далеко простирались вассальные Казанскому хану земли) царь Иван Васильевич был миловиден – а после создания империи, в течение каких нибудь несколько месяцев, стал страшен ликом. Что обычно объясняют внезапно охватившей царя болезнью Насчет болезни не знаю, то то что царь очень скоро принял судьбоносные решения, влияющие на жизнь России и мира до сих пор – бесспорно. Главным из которых мне представляется не террор. А разделение народа на Земщину и Опричнину.
Разделение это не знало себе равных в истории. Ибо опричникам – людям государевым – дано было право повелевания Земщиной. Вплоть до убийства (право в таких масштабах, какой никакому Джеймсу Бонду не снилось), истязания, разорения - любоо. И вообще делания с ней что душа душенька пожелает – при одном условии: быть людьми государевыми. То есть при взгляде вверх быть верноподданным (или изображать верноподданство), а при взгляде вниз – делай по собственному понятию-разумению что душа душенька пожелает. Без всяких ограничений.
Опричнина разорила страну. Настолько, что сам царь ужаснулся содеянному. Не только повелевав молиться в церквях за КАЖДОГО убиенного в его царствование (сравним расходжение в цифрах убитых, замученных в лагерях и заморенных голодом при Сталине – расхождения в миллионах и даже десятках миллинах. И это при том, что как утверждали большевики никто не забыт и ничто не забыто). Но даже запретив употребление слова опричнина.
Не тут то было. Умер царь – и опричники, объединившись опять взяли верх. И опять. И опять. И так по сей день. Если бы в фильме ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ менялись местами бы не управдом, а Малюта Скуратов с Ежовым – сколько времени нужно было был каждому, чтобы войти в курс дела? В курс дела – нисколько. Ну а чтобы свыкнуться с терминологией и требованиями момента (приказов свыше) максимум неделя. Ибо задачи заплечных дел мастеров были и остаются чрезвычайно простыми. Да и им самим не только семь, а даже полторы сажени во лбу не требуются.
Вот так и повелось, что в России образовалось два народа: земщина и опричнина. Причем опричнина (к которой относятся так называемые государевы люди) ВСЕГДА берет верх над земщиной (к которой относятся все созидатели от Пушкина до Менделеева, от токаря до хлебороба). Вот так ясно и просто.
Иван Васильевич Грозный заразил страну, как вирусом, разделением на опричнину и земщину. Опричнина при этом переходит из одних форм в другие, не меняясь по существу. Опричники могут работать в НКВД или министерстве, быть сотрудниками милиции и руководителями департаментов, партийными деятелями или руководителями думских фракций. Главное – что они являются людьми государевыми – а самих людей не видят в упор. Ну представьте себе идущую роту. Красиво чеканяющую шаг. Для опричника ничего не изменится от того, если два, двадцать а то и вся рода будет другой. Он индивидуальных людей не видит. Как не видел их пятьсот. Двести или семьдесят лет назад.
Как наиболее типическая и яркая запоминается история, рассказанная генералом НКВД, похороенным кстати сказать рядом с великим поэтом Пастренаком. Руководил я постройкой канала Москва-Волга. Надо было октрыть очередной шлюз в срок. Я смотрел на часы и приказал пустить воду. А внизу при этом копошились какие то зэки, чего то не успевшие доделать.
Для опричника не существует правды и лжи – что приказано, то и есть правда. Ну и что сам приказал делать и говорить – истина для тех, кто под ним.
Так и живут в России два русских народа: Один, берущий начало от Пушкина, и другой, восходящий к Малюте Скуратову. Причем второй всегда побеждает. И не дает жить первому.
Какова роль опричнины в Российской истории? Могла ли Россия оставаться империей, если бы она вся состояла исключительно из людей созидания и труда? Вопрос философский. Не имеющий однако к настоящему моменту ни малейшего отношения так как расширение России точно не угрожает. Думать надо совершенно о противоположном: как выжить? А вот тут ответ абсолютно очевиден. Россия может стать сверхдержавой созидания и интеллекта, духа и - при одном условии: если совладает с опричниной.
Русская власть сакральна. Начиная с помянутого выше Ивана Васильевича. Который о самом себе и природе власти своей изъяснялся исключительно так: Бог наш Троица, прежде всех времен бывший и ныне сущий, Отец и Сын и святой Дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду; богом нашим Иисусом Христом дана была единородного слова божия победоносная и вовеки непобедимая хоругвь - крест честной первому из благочестивых царю Константину и всем православным царям и хранителям православия. И после того как исполнилась повсюду воля провидения и божественные слуги слова божьего, словно орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия достигла и Российского царства. Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого царя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого царя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами вплоть до отомстителя за неправды - деда нашего, великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель, блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас пребывает, смиренных скипетродержателей Российского царства. Мы же хвалим бога за безмерную его милость, ниспосланную нам, что не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитались и возмужали, и божиим повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прародителей своих и родителей, а чужого не возжелали. И далее таким же супервысоким слогом: Всегда так и только так и ни слова нормальным человеческим языком. К некоему изумлению даже самый государственных из нас с вами. Это кто не допустил пролития крови единоплеменников? Иван Грозный? Это он то смиренный? Это его опричники не допустили пролития русской крови – или напротив, лили ее ручьями руками опричников и всех прочих? Этот Иванушка Русской Истории что, прикидывается святым или сумасшедший взаправду? Это он то, устраивавший в церквях и монастырях оргии, истинно верующий? Ну – скажет сегодняшний даже самый ортодоксальный державник и государственник, перебор. Это он загнул насчет своей милосердной десницы. А вовсе и не загнул, люди добрые. Иван Васильевич Грозный, в одно и то же самое время создав Державу, Опричнину и представление о любых – абсолютно любых! – деяниях власти, как о священных и непорочных, навсегда разделил в России власть и людей. До того навсегда, что, ежели послушать сегодня удальцов-депутатов думы – хоть сегодня в опричники. А ежели поглядеть физиономически на портреты членов политбюро – хоть Сталинского, хоть Брежневского, или к примеру приглядеться к физиям министров – хоть Брежневских, хоть Екатерины Великой – да их хоть сейчас в Ближние Бояре Ивана. Одни к одному!
Не знаю и не уверен, существует ли код Леонардо да Винчи, о котором кругом толдычат. Но то, что код Ивана Грозного существует и пачкает мозги и по сей день, не вызывает сомнения. Это дикая смесь сакральности, дьявльщины, бесчеловечности и показнго смирения. Которую миллионы людей считают Русской Национальной Идеей. Не имеющей с национальной идеей, создавшей поэззию Пушкина, музыку Чайковского ничего общего. Смесью несовместимого, которая не созидает, а разрушает. Но тем не менее необыкновенно живуча.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |